MENU

 

Тема: Русь во времена Владимира Святославича

Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч.
«Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ользины, сестра же бе Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин, и бе Добрыня уй Володимиру» (Повесть временных лет).

Первая усобица

После гибели Святослава в 972 году в Киеве княжил его старший сын Ярополк. Олег княжил в древлянской земле, Владимир в Новгороде.

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями.

Из Повести временных лет

Однажды Свенельд, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: "Кто это?". И ответили ему: "Свенельдич". И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: "Пойди на своего брата и захвати волость его". Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: "Видел я, как вчера спихнули его с моста". И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до
полдня, n нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: "Смотри, этого ты и хотел!". И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. У Ярополка же была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради лица ее. Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею.


Ярополк по совету Свенельда напал на Олега Древлянского, и в бою у города Овруч тот погиб – был сброшен с моста в ров и там задавлен своими падавшими сверху конными воинами. Младший же, малолетний брат Владимир, узнав о выступлении Ярополка против Олега и опасаясь за свою жизнь, бежал в Скандинавию.

Недолго пробыл беглый Владимир в Скандинавии. С нанятой там варяжской дружиной в 980 г. он двинулся на Киев. Предварительно Владимир хотел заполучить в союзники Полоцк, где правил тогда варяг Рогволод. Для этого Владимир решил породниться с ним, женившись на дочери Рогволода Рогнеде, которая, впрочем, считалась уже невестой князя Ярополка. Послам Владимира Рогнеда гордо отвечала, что за сына рабыни она никогда не пойдет. Мстя за это унижение, Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей и взял Рогнеду в жены силой.

Вскоре Владимир во главе могучей варяжской дружины легко захватил Киев. Ярополк же оказался неопытен в делах, став игрушкой в руках своих советников. Один из них, по имени Блуд, предательски насоветовал князю бежать из укрепленного Киева, а потом сдаться на милость победителя, что тот и сделал. «И пришел Ярополк ко Владимиру, когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазухи», как отмечает летописец. 

Правление на Руси ВладимираI

980 – 1015

Внешняя политика

  1. Владимир продолжал вести активную завоевательную политику своего отца. В 985 году он предпринял поход против Дунайской Болгарии и заключил с ней мир. 

       2. Владимир обозначил новое направление во внешней политике – западное. Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья, так называемая Червенская Русь. В 981 году Червенская Русь вошла в состав Руси. Был основан город Владимир Волынский.  

3.Предпринял поход против Волжской Булгарии.

4. Строительство системы оборонительных крепостей.

В это время Русь стала испытывать натиск кочевников-печенегов. Известна история о противостоянии киевлян и печенегов на реке Трубеж в 992 г., когда два дня Владимир не мог найти среди своего войска удальца, готового выйти на поединок с печенегом, – в те времена сражения обычно начинались поединком богатырей. Наконец честь русского оружия спас могучий кожемяка Никита, который без всяких борцовских приемов и ухищрений схватил противника – печенежского богатыря – и попросту задушил его своими огромными ручищами, привыкшими не мечом махать, а мять толстые воловьи шкуры. На месте победы русского богатыря Владимир основал город Переяславль.Владимир укрепил границы государства. Ведь печенеги почти каждый год совершали набеги на переяславские и южные киевские земли, иногда доходили даже до Киева. Они грабили города и поселения, убивали и забирали в плен мужчин, женщин и детей, уничтожали хозяйство. Для защиты южных земель Киевской Руси от воинственных печенегов Владимир приказал построить целую систему укреплений вдоль рек Трубеж, Сула, Стугна и др. Крепости были расположены на расстоянии 15-20 км друг от друга. Для предупреждения об опасности на высоких холмах и курганах стояли сигнальные башни. Как только вдали появлялся враг, на башнях загорались сигнальные огни. Которые были видны на больших расстояниях. Такие сигналы быстро передавались от одной башни к другой, и вскоре в Киеве уже знали о приближающейся опасности. В южные города - крепости Владимир собирал со всей Руси лучших воинов, в защите юга приняли участие словене и вятичи, кривичи и северяне и т.д. Формировались русские богатыри, о которых сложено  много легенд и былин.   Воины создавали на юге семьи, так создавался единый народ.Сотни русских сел и городов были избавлены от печенежских набегов.

Внутренняя политика

В 980 году Владимир Святославич стал княжить в Киеве. Множество проблем навалилось на него. С большим трудом ему удалось уговорить пришедших с ним варягов не грабить Киев. Он постарался их выпроводить из Киева в набег на Византию, предварительно наградив. За время усобицы некоторые славянские племена отпали от Руси, и Владимиру пришлось усмирять их «вооруженной рукой». Для этого он ходил походом на вятичей и радимичей.

Религиозная реформа

  1. Владимир не сразу пошел на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные идолы шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Однако эта религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир
  2. Крещение Руси 988 год
    Предпосылки крещения Руси

    1.Интересы развивающегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.
    2. Этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, И Русь более не могла оставаться языческой окраиной. 
    3. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.
    4. Изменения в жизни русского общества, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовали объяснения. Язычество с его представлениями о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что все идет от бога – и богатство и бедность, давало людям ощущение примирения с действительностью.
    5. Христианству были присущи важные нравственные нормы: гуманное отношение к человеку, женщине, матери, детям. Оно укрепляло семью, общество. Новая жизнь требовала новой религии.

Согласно легенде, Владимир выслушивал разных священников, присланных соседями, и раздумывал: у каждого своя вера и своя правда! Хазары стали иудеями, скандинавы и поляки – христианами, подчиненными Риму, болгары же взяли себе византийскую (греческую) веру. Ислам не нравился Владимиру: «Руси есть веселие пити, не может быть без того!» Суровая вера евреев, которых бог Яхве за грехи разогнал по свету, также его не устраивала. «Как же вы иных учите, – вопрошал он раввина, – а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Римскую веру он тоже отверг, хотя причины неприятия ее Владимиром в летописи не объяснены. Может быть, Владимиру казался трудным обязательный для богослужения латинский язык. Греческая же вера была вроде известнее Владимиру. Связи с Византией были тесны, часть варягов, живших в Киеве, давно исповедовали христианство в византийской редакции – в Киеве для них даже построили церковь Святого Илии. Владимира радовала и особая красочность службы по греческому обряду. «Нет на земле, – говорил Владимир, – такого зрелища и красоты такой». Наконец, бояре шептали на ухо Владимиру: «Если бы был плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Владимир выбрал греческую (православную) веру, тем более что богослужение предполагалось вести не на греческом, а на славянском языке.

Крещение Владимира было, прежде всего делом политическим, византийский император Василий II нанял Владимира с войском для подавления мятежа, вспыхнувшего в Малой Азии. Владимир поставил условие – он поможет императору, если за него выдадут сестру императора Анну. Сначала император согласился. Русы помогли византийцам подавить мятеж, но слово, данное Владимиру, Василий II нарушил и сестру-христианку за него не выдал. Тогда Владимир захватил богатый византийский город в Крыму – Херсонес (Корсунь) и вновь посватался к Анне, предлагая город уже как выкуп за невесту. Император на это согласился, однако потребовал, чтобы сам князь крестился. Во время крещения князя в 988 г. в храме Херсонеса якобы произошло чудо – у Владимира исчезла начавшаяся до этого слепота. В этом прозрении все увидели знак Божий, подтверждение правильности выбора. Православное имя Владимира – Василий. Здесь же в Херсонесе Владимир женился на прибывшей из Константинополя Анне. По свидетельствам летописей, Владимир после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго.

Владимир не дал константинопольскому патриарху, стоявшему во главе византийской церкви, поставить своего человека во главе новой русской церковной организации. Владимир определил на этот пост священнослужителя из числа своих сторонников из Херсонеса. Тем самым князь не допустил, чтобы крещение Руси усилило влияние в ней Византии.

В жаркий июньский 990 года по приказу Владимира в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. А на следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке. Над зашедшими в воду людьми священники совершили обряд крещения. 

Не везде крещение проходило мирно. В Новгороде, например, дядя Владимира Добрыня крестил огнем и мечом. Жители Новгорода отчаянно сопротивлялись принятию новой религии. Так насильно и с огромным трудом вводилось христианство в землях вятичей и в других землях.

В 996 году в Киеве было окончено строительство первого каменного храма - Собора святой Богородицы. На содержание храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов. Поэтому с тех пор церковь стали называть Десятинной.

Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, появляются первые летописи, стали создаваться школы. Но пройдет еще несколько веков, прежде чем христианство возьмет верх над язычеством. Но язычество так до конца и не сдалось. Возникло так называемое двоеверие – сочетание христианства и язычества. Так праздник Коляды слился с Рождеством, сохранились праздники Масленицы, Ивана-Купала.

Значение и последствия принятие христианства

  1. Рост международного авторитета Руси. С принятием христианства Русь становилась равной другим странам, связи с которыми расширились.
  2. Династическое родство с византийскими императорами. Усиление политических, экономических, культурных связей с Византией.
  3. Христианство стало государственной религией,  население в единое целое.
  4. Рост культуры, введение кириллический азбуки и начало литературы, каменное зодчество, развитие живописи, открытие школ.
  5. Создание церковной организации по византийскому образцу, возможность в отличие от католицизма, ведения проповеди на родном языке.

Личность Владимира

Владимир предстает перед нами как личность исключительно сложная и противоречивая. Он пришел к власти через насилия, убийства, прошел по пути ожесточенных войн, грандиозных побед и тяжелых поражений. С каждым годом Владимир проявлял себя как государственный деятель, подлинный реформатор. Он приступил к решению важных государственных проблем, среди которых были организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, развитие культуры и образования.

В русских былинах Владимир изображался князь «Красное Солнышко», организатор богатырских застав, щедрый правитель, жаловавших простых людей многочисленными пирами и подарками, как человек преданный своим товарищам, дружине, которую ценил превыше всего.

С течением времени православная церковь объявила Владимира Святым.